Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 


Типы текстов:
Юрий Иванович Семёнов (1929 — 2023)
Редакция Скепсиса
Редакция «Скепсиса» с глубокой печалью сообщает, что 26 апреля ушел из жизни Юрий Иванович Семёнов (5 сентября 1929 – 26 апреля 2023 г.) – философ, историк и этнолог. Большинство создателей «Скепсиса» формировались на идеях Семёнова и продолжают считать себя его учениками.
29 апреля 2023
Заявление редакции «Скепсиса»
Редакция Скепсиса
«Социализм или варварство» — этот выбор предстоит сделать в самом недалеком будущем. Социализм — демократия трудящихся, а не диктатура; равенство и самоуправление, а не иерархия господства и подчинения; взаимопомощь, а не культ силы и рыночный эгоизм. Сейчас социализм кажется еще большей утопией, чем раньше. Но борьба за эти ценности — условие нашего выживания.
4 марта 2022
Без труда и без науки. Отношение потребителя к образованию в школе
Елена Басалаева
«Современные тенденции ведут к тому, что формально образование останется доступным и равным для всех (что, возможно, предотвратит общественные волнения), но на практике качественное образование — даже на уровне девяти классов — можно будет получить только платно. Или репетиторы, или дополнительные услуги в рамках самой школы. Общество уже сейчас в достаточной мере готово к такой ситуации».
21 февраля 2022
Как зарабатывать ученому в РФ?
Илья Пальдин
«Даже без углубления в подсчеты, очевидно, что заработная плата подавляющего большинства ученых далека от баснословных 100 тысяч рублей, а почти половина научных работников и вовсе получает меньше среднего по региону. Однако будет несправедливо говорить о том, что государство бросило их на произвол судьбы и оставило без возможности получения дополнительных доходов. Существуют два основных пути — это гранты и премии за выполнение наукометрических показателей. Остановимся подробнее на каждом из них, тем более, как мы увидим, и тот и другой путь имеют во многом схожие проблемы».
23 июня 2021
Размышления о роли учителя в современном обществе
Елена Басалаева
«Очевидно, что задачи, объём, структура, уровни образования, система формального роста педагогов определены очень чётко. И определены они господствующей капиталистической идеологией потребления. Если учитель изначально будет ставить себе цель научить только “сильных”, тех, кто способен самостоятельно усвоить “начитанный материал” урока (а заодно и обеспечить учителю высокие показатели), то это приведёт к созданию и всё большему закреплению социокультурного неравенства. Изматывающая процедура ЕФОМ наверняка оттолкнёт от школы огромное количество потенциальных и действующих учителей. В ситуации острой нехватки педагогов станет как никогда актуально платное образование, а для тех, кто не сможет его себе позволить – дистанционный суррогат».
8 апреля 2021
Библиотечное дело в неолиберальной России. Каков диагноз?
Андрей Бондарский
«К первому путинскому десятилетию отечественное библиотечное дело пришло изрядно пострадавшим. Из более чем 130 тысяч библиотек в России осталось только около 53 тысяч. Многие из них оказались в ставших независимыми республиках, отраслевые библиотеки погибли вместе с предприятиями (или были закрыты на работающем предприятии ради экономии средств, как библиотека “АвтоВаза”) и исследовательскими институтами. Гибель столь большого числа библиотек в те годы невозможно объяснить техническим прогрессом (интернет в библиотеках массово стал появляться только к началу 10-х годов) или переходом на некие новые форматы работы».
21 февраля 2019
Медленная смерть университета
Терри Иглтон
«В центре развала образования оказались припёртые к стене гуманитарии. Британское государство продолжает давать университетские гранты на точные науки, медицину, инженерное дело и прочее, но оно перестало тратить хоть сколько-нибудь существенные средства на гуманитарные дисциплины. Нет сомнений, что если ситуация не изменится, в ближайшие годы будут закрыты целые гуманитарные факультеты. Если филологические факультеты и выживут, то, возможно, лишь для того, чтобы учить студентов с отделения бизнеса расставлять точки с запятой».
23 октября 2015
Философский пароходик в Париж
Владислав Клочков
«Сравнение комфортно отъехавших за рубеж господ с умершим в тюрьме Кондратьевым не только кощунственно, но и неверно по существу, ибо о преследовании за неправильные научные взгляды здесь и речи быть не может. Подчеркнем: сама российская власть, причем, не только “сочувствующий “болотным”” Д.А. Медведев, но и “патриотичный” В.В. Путин в экономическом отношении — вполне себе либеральные рыночники. Не будем здесь обсуждать, правильно это или нет — важно лишь подчеркнуть, что в целом их политические взгляды ничуть не отличаются от взглядов, проповедуемых “ведущими центрами экономической мысли”. Если считать политическими взглядами именно взгляды на отношения собственности, производственные и властные отношения в обществе, а не персональные предпочтения, кто должен быть у власти и при собственности».
16 октября 2015
Идеология в современной российской школе
Сергей Соловьёв
Идеологические колебания 1990-х годов: от князя Авесхана до «правового самодержавия». Вторая половина 2000-х: осторожное возрождение «государственничества» и «империи». Идеологические скандалы с учебниками истории («либерализм» vs «патриотизм»). Победа клерикализации: церковь как элемент системы образования. Единый учебник истории: споры и суть проблемы. Конспирология и фольк-хистори в образовательном контексте. Идеология в школе — каковы перспективы?
1 сентября 2015
РПЦ как идеологический аппарат в современной России
Сергей Соловьёв
Взаимоотношения церкви и государства в советский период и их изменения в конце 1980-х гг. Как начинался идеологический поворот в сторону РПЦ? Сколько в России православных: 10% или 80%? Церковный штурм системы образования: священник в постперестроечной школе. Курс «Основы православной культуры»: от отступления к повсеместному введению. Победа клерикализации: РПЦ как элемент системы образования.
27 июля 2015
Реформа РАН: Перед последним боем
Документы, Михаил Конашев
«Но если реформаторы желают выступать в роли того врача, который лечит, а не того, который собирается убить пациента, чтобы воспользоваться его наследством, то должен действовать один принцип: не навреди. В советское время экономика была плановой, сейчас мы живем в принципиально иных экономических реалиях. Здесь возможны две модели. Одна характерна для стран развивающихся, где науку поддерживает государство (Китай, Индия), вторая модель свойственна странам развитым, где наука востребована бизнесом, но и роль государства в её финансировании тоже велика».
6 мая 2015
Занимательная лженаука для школьников
Елена Бучкина
«Итак, в книге с названием “Занимательная медицина” нет места собственно рассказу о медицине. Настоящие медицинские факты или болезни упоминаются вскользь. Текст на 70% состоит из бессистемного перечисления “интересных фактов”, типа: сколько длилась самая долгая в мире икота и сколько смог выдержать без воздуха йог, рекорд которого зафиксировал институт в Мадрасе. <…> Ещё 30% — это изложение лженаучных теорий происхождения человека, которым вообще не место в детской книге».
25 ноября 2014
Мое поколение – поколение ЕГЭ
Наталья Золотарёва
«Мы, мое поколение, совсем не знаем, например, историю своей страны. Мы с трудом отличаем красных и белых, изобретаем Крымскую дугу (вместо Курской) и совершенно не задумываемся, что и, главное, почему происходило в прошлом».
4 июля 2014
ЕГЭ как инструмент социал-дарвинистской сегрегации и скрытого насилия над детьми
Алексей Косенко
«Нашим начальникам от образования наплевать, если ребёнок, исходно склонный к психологическим отклонениям, вдруг срывается, попадает в больницу или в неприятную ситуацию, или — самое ужасное — кончает жизнь суицидом. Судьбы детей их не волнуют — чиновников интересуют лишь показатели ЕГЭ. Сама система ЕГЭ, как система жёсткого отбора-отсева, безжалостна, равнодушна к судьбам детей».
3 июля 2014
Итоги ЕГЭ: опыт анализа
Люция Нуриева, Сергей Киселев
«Несмотря на десятилетнюю практику, серьезной проблемой ЕГЭ остается слабость аналитической работы. Последствия самые плачевные: неверная оценка уровня подготовки выпускников, бойкот экзаменов, неравные условия проведения испытаний (в частности среди учащихся, сдающих иностранные языки), неоправданные сложности при проверке работ и т.д. <…> Применяемая в настоящее время система перевода первичных баллов в тестовые крайне несправедлива. Высоко награждая за мизерные, достигаемые зачастую лишь гаданием ответов успехи, она несоразмерно строго наказывает учащихся за единичные ошибки. Это вносит значительные искажения в измерения учебных достижений: если первичные баллы дифференцируют школьников по уровню подготовки, то тестовые, наоборот, нивелируют их результаты».
12 июня 2014
Страницы: 1-15 16-30 31-45 46-60 61-75 76-90 91-105 106-120 121-135 136-150 151-165 166-180 181-195 196-210 211-225 226-240 241-255 256-270 271-285 286-300 301-315 316-330 331-334
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
«Валерий Легасов: Высвечено Чернобылем. История Чернобыльской катастрофы в записях академика Легасова и современной интерпретации» (М.: АСТ, 2020)
Александр Воронский
«За живой и мёртвой водой»
«“Закон сопротивления распаду”». Сборник шаламовской конференции — 2017