Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 


Московский Патриархат не боится «моли и ржи»

По поводу обсуждения статьи «Скорая божья помощь» на форуме дьякона Андрея Кураева

В 2003-м году в журнале «Скепсис», а затем и на сайте scepsis.ru, была опубликована статья Марии Десятовой и Александра Лебедева «Скорая божья помощь»[1]. В ней рассказывалось, как Московский Патриархат РПЦ завладел частью помещений детской поликлиники под тем предлогом, что до 1917 года в них располагался храм.

Авторы статьи были обеспокоены, с одной стороны, ущемлением прав детей и их родителей, а с другой — нездоровым интересом православной церкви к земным, материальным благам, или стремлением, как раньше говорили на Руси, к стяжанию, что вступает в противоречие с принципами «христианской морали», которым церковь настоятельно призывает следовать верующих. Ведь в «Евангелии», как все помнят, говорится:

Не собирайте себе сокровищ на земле,
где моль и ржа истребляют и где воры
подкапывают и крадут,
Но собирайте себе сокровища на небе,
где ни моль ни ржа не истребляют и где
воры не подкапывают и не крадут,
Ибо где сокровище ваше, там будет и
сердце ваше
. (Матф. 6: 19-21).

Церковь же, напротив, сокровища собирает именно на земле, причем с таким усердием, которому позавидовал бы и «князь мира». Не пугаясь ни «моли», ни «ржи», ни «воров», которые «подкапывают», православная церковь не проходит мимо ни одного «культового сооружения», чтобы не заявить о необходимости «передачи» или «возвращения» его себе. РПЦ не останавливает даже тот факт, что сокровища когда-то принадлежали совсем не ей, ведь «культовое сооружение (храм Живоначальной Троицы)», о котором шла речь в статье «Скорая божья помощь», было домовым. Не является препятствием для служителей культа и то, что в помещении уже долгое время располагалась детская поликлиника.

В погоне за земными благами православная церковь готова обидеть самых слабых и беззащитных. Чем же такое поведение отличается от поведения обыкновенного бизнесмена? Где здесь провозглашаемая РПЦ на каждом углу борьба за сохранение «традиционных нравственных ценностей», подкрепляемая авторитетом христианской морали? Политика Церкви сегодня такова, что хочется вспомнить знаменитое требование советских диссидентов к номенклатуре КПСС: «Соблюдайте свою Конституцию!»

Этих бревен в своих глазах некоторые православные верующие предпочитают не замечать. Им интереснее искать сучки в глазах тех, кто на такие бревна указывает. По крайней мере, со статьей «Скорая божья помощь» все произошло именно так.

Православная общественность отреагировала на публикацию спустя пять лет после ее появления — в январе 2008 года. На интернет-форуме дьякона Андрея Кураева развернулось обсуждение[2]. Само по себе возникновение дискуссии по этому поводу вселяет надежду, что некоторым верующим в принципе небезразличен моральный облик Патриархии. Если церковные чиновники открыто дают понять, что квадратные метры «намоленного места» для них важнее здоровья детей, у многих все-таки возникают сомнения в том, хорошо ли поступили церковные чиновники. Однако в итоге реакция на статью большинства участников православного форума оказалась вполне закономерной: вместо того чтобы серьезно разобраться в проблеме, они решили от нее отмахнуться. Найдя несколько неточностей в статье, они объявили все приведенные в ней сведения «общими словами», «ложью» и «подделкой»[3].

Стремление обратить внимание верующих на проблемы их церкви было воспринято как попытка очернить ее светлый образ, как «враньё».

Показательны выступления некоторых участников форума:

«Я бы поостерегся доверять этой православнофобской статейке в сомнительном журнале “СКЕПСИС”. Вы другие их статьи читали? Они же все пронизаны ненавистью к Русской православной церкви, у них и рубрика так назвается специально(?), почему не просто “Общество и Религия” или иначе какбудто в России только РПЦ такая вот поих статейкам “коварная”. Я уверен что это все вранье!»[4]

Или:

«Да чего мы тут грызёмся-то? Какой-то сомнительный журнал сплюнул -- а мы и уши развесили. Кто его знает, как всё на самом деле? Я в Интернете не нашёл никакой другой информации, кроме вот этой статейки из журнала, специально созданного для борьбы с Церкоью. И больше ничего: ни других публикаций, ни коллективных обращений. В общем, очень похоже на рукотворный скандал<…>»[5] (В обеих цитатах сохранена орфография и пунктуация источника.)

Сложно объяснить, что стало причиной такого эмоционального отношения к журналу «Скепсис». У нас есть только одно предположение. Как говорит пословица: знает кошка, чьё мясо съела.

Но это еще не всё. Администрация православного форума сочла возможным официально объявить обсуждаемую тему статьи «лживой», но не удалять ее с сайта, а оставить, так сказать, «в назидание», потому что, по её, администрации форума дьякона Андрея Кураева, мнению, это обсуждение «хорошо демонстрирует, насколько лживы бывают нередко атеистические сайты»[6].

Увы, мы должны разочаровать защитников «деловой репутации» Московского Патриархата. Это обсуждение в форуме не может демонстрировать ничего, кроме своеобразия моральных принципов ряда его участников. Специально для них и для администрации форума мы заявляем: все, что написано в статье, — правда. Детская поликлиника действительно лишилась части помещений в пользу церкви.

Однако, к сожалению, после публикации статьи мы не имели возможности следить за развитием событий. На тот момент мы сделали, что смогли: собрали по мере сил и возможностей сведения о произошедшем и попытались привлечь внимание к проблеме.

И с нашей точки зрения, совершенно естественной выглядит ситуация, когда сегодня, спустя 5 лет, выясняется, что сведения, собранные нами, нуждаются в уточнениях, и когда со временем становятся известными новые подробности. Так что посетители и администрация интернет-форума дьякона Андрея Кураева дали нам хороший повод снова обратиться к этой истории. За что мы их всех от души благодарим. Ведь то, что мы выяснили теперь, открывает новые стороны деятельности Православной Церкви, рисующие ее «светлый образ» в еще более неприглядном свете.

Первое. В статье действительно была допущена неточность в указании названия и номера поликлиники. Она названа авторами «12-я детская». На самом деле поликлиника называется так: «Поликлиническое отделение ДИБ № 12»[7]. Отдельного номера у поликлиники нет, а № 12 — это номер Детской инфекционной больницы. Кстати, ошибка в номере и неточность в названии поликлиники была допущена не только в журнале «Скепсис». В статье Светланы Метелевой «Дорога больничка к христову дню», опубликованной в газете «Московский комсомолец» (которую уж никак нельзя назвать «атеистической»), поликлиника также именуется «детской» и «№ 12»[8]. Но эти неточности, по нашему мнению, никак не отменяют факта существования поликлиники для детей по адресу г. Москва, Ленинградский проспект, д. 16.

Второе. В статье есть фраза: «Больничный стационар скоро станет храмом Живоначальной Троицы, а в самой поликлинике на месте кабинетов неотложной помощи и рентгена будет находиться алтарная часть того же храма». Поскольку стационар и рентген находились в разных корпусах поликлиники, действительно, непонятно, как алтарь может находиться в одном здании, а сам храм и притвор — в другом.

Вид с проспекта

Напомним, здание поликлиники до передачи части его площадей церкви представляло собой ансамбль из двух зданий, которые находятся сейчас по адресу Ленинградский проспект, д. 16, стр. 1 и стр. 2. В середине XIX века это был еще частный дом княгини Н.А. Черкасской. Храм княгиня построила в 1858 году «при своем доме»[9]. То есть он стал более поздней пристройкой. Кроме того, это была домовая церковь. Храм Живоначальной Троицы пристроен к зданию дома княгини, находящемуся теперь по адресу Ленинградский проспект, д.16, стр.1. Впоследствии княгиня обратила свой дом в женскую богадельню, получившую название «Черкасских богаделен».

Уже при советской власти здание какое-то время занимал райздрав, а потом в нем разместилась поликлиника. В той части здания д. 16, стр. 1, которая раньше была храмом, на 76,5 кв. м. расположился пункт детской неотложной помощи и рентген. По адресу д.16, стр. 2 — окружной аллергоцентр и частично стационар поликлиники, а именно отделение гастроэнтерологии (остальная часть стационара расположена в здании 12-й больницы на 1-й улице Ямского поля).

Но в статье сказано, что «больничный стационар скоро станет храмом». Дело в том, что по непонятным для нас причинам для «богослужебных целей» церковь почему-то получила сначала помещения, в которых храма не было никогда: первым ей было передано здание по адресу Ленинградский проспект, д. 16, стр. 2. Помещение бывшего храма церковь получила позже. То, что написано в статье, не ошибка. Когда авторы готовили материал, в здании д. 16, стр. 2 шел ремонт и, как мы теперь понимаем, располагался временный храм, что, опять-таки, не противоречит утверждениям авторов статьи «Скорая божья помощь».

Наконец, в статье было еще одно место, которое необходимо разъяснить. Авторы статьи писали по поводу состояния корпуса поликлиники по адресу Ленинградский проспект, д. 16, стр. 2: «Трехэтажное здание два года стояло без света и отопления». Не понятно, имеются ли в виду 2 года до передачи здания церкви или 2 года после передачи? Возможно, некоторым защитникам «чести и достоинства» Московского Патриархата хотелось бы услышать, что речь идет о том времени, когда здание находилось на балансе больницы? Действительно, как благородно выглядел бы в этом случае поступок церкви! Мало того, что церковь взяла на себя обязательства по приведению в порядок находящегося в запустении здания памятника архитектуры, но еще можно было бы сказать, что церковь нашла зданию лучшее применение, вернула ему, например, былой статус, сделала из него дом престарелых или еще что-нибудь. Однако этого не случилось — в действительности все происходило несколько иначе. Трехэтажное здание без света и отопления стояло 2 года после того, как было передано Православной Церкви. Впрочем, позже применение этому зданию Православная Церковь все-таки нашла, какое — об этом речь пойдет далее.

Сначала поясним, почему сложилась такая ситуация, что строение 2 дома 16 по Ленинградскому проспекту находилось фактически в аварийном состоянии — и, кстати, гораздо дольше, чем 2 года.

Причина проста и банальна: в 1993 году в здании прорвало трубу отопления, часть помещений залило, а денег на серьезный ремонт в соответствующих структурах здравоохранения не нашлось. Ремонт провели, но не капитальный. Неисправности в системе отопления полностью устранены не были. После этого случая помещения поликлиники то и дело заливало, хотя здание продолжало использоваться. Но в 1998 году состояние здания стало таким, что гастроэнтерологическое отделение стационара и окружной аллергоцентр существовать и нормально работать там уже не могли. Поэтому медики решили отказаться от его эксплуатации. Два года, находясь на балансе больницы, здание пустовало. Но, очевидно, не потому, что медикам было безразлично, что происходит с корпусом поликлиники, а потому, что у города не нашлось денег на его ремонт.

А 1 февраля 2000 г. вышло Постановление Правительства Москвы №70 «Об использовании помещений в строении 2 по Ленинградскому проспекту, 16». Здание передавалось «в безвозмездное пользование» Московской Патриархии Русской Православной Церкви «под богослужебные цели», переходя при этом на баланс ГУОП г. Москвы[10]. Патриархия, как сказано в Постановлении, обязывалась «произвести полный комплекс ремонтно-реставрационных работ <…> в течение 2-х лет»[11].

Да, на баланс Московского Патриархата здание переведено не было. Вместе с тем с 2000-го года оно находится в «безвозмездном» пользовании Русской Православной Церкви. Это подтверждает и другое постановление московского правительства - Постановление Правительства Москвы № 920-ПП за подписью Валерия Шанцева от 28 октября 2003 года. Оно называется «О передаче в безвозмездное пользование православной религиозной организации Подворью Патриарха Московского и всея Руси Храма Живоначальной Троицы при бывшей Черкасской богадельне г. Москвы Московской Епархии Русской Православной Церкви строения 2 по Ленинградскому проспекту, д. 16»[12]. И, кстати, оно отменяет действие Постановления №70.

Читатель уже наверняка заметил одну странность: в Постановлении от 28 октября 2003 года идет речь о передаче храма, но, согласно этому же постановлению, храм находится в строении 2 дома 16 по Ленинградскому проспекту, то есть там, где храма не было никогда (по крайней мере, ни о каком другом здании в Постановлении не говорится). Мы затрудняемся объяснить эту странность. Видимо, у Правительства Москвы свое представление о том, в каком здании богаделен располагался храм.

В том же документе также говорится, что Патриархия обязуется «произвести в строении (п.1) комплекс ремонтно-реставрационных работ по согласованию с ГУ “Главное управление охраны памятников г. Москвы” в течение двух лет за счет собственных средств». Правда, данное предписание, к чести Московского Патриархата, было дано с опозданием. Ремонтные работы 28 октября 2003 года были уже в разгаре. Авторы статьи «Скорая божья помощь», готовя материал осенью 2002 года, были свидетелями начала ремонтных работ. Сотрудники поликлиники рассказали нам, что после передачи здания в «безвозмездное» пользование церкви оно еще примерно два года находилось в том же состоянии, что и до передачи, то есть в аварийном. Его ремонтом никто не занимался, и неизвестно, сколько еще времени здание оставалось бы бесхозным, постепенно разрушаясь, пока Православная Церковь изыскивала средства на ремонт. Однако произошел casus improvisus — непредвиденный случай. Под новый 2002 год сотрудники поликлиники обнаружили в здании д. 16 стр. 2 труп человека… Вряд ли это можно назвать счастливым предзнаменованием, однако после этого события деньги чудом нашлись и ремонт начался.

О поликлинике же никто не позаботился. Врачам пришлось самим думать, куда и как переводить службы поликлиники из передаваемых церкви помещений. Судьба окружного аллергоцентра сложилась более или менее хорошо: еще в 1998 году он был переведен на третий этаж поликлиники, в здание д.16, стр.1 по Ленинградскому проспекту. (Нового помещения в муниципальном образовании Беговое для него все-таки не нашлось.) А вот гастроэнтерологическое отделение стационара пришлось совсем закрыть, переводить его было некуда, а надежд получить новое помещение как не было раньше, так нет и сейчас.

В том же 2002 году поликлиника лишилась и части помещений в корпусе по адресу Ленинградский проспект, д.16, стр. 1. Тех, где действительно располагался храм. Сначала, согласно Постановлению Правительства Москвы от 30 июля 2002 года № 597-ПП «О передаче православной религиозной организации Подворью Патриарха Московского и всея Руси Храма Живоначальной Троицы при бывшей Черкасской богадельне г. Москвы Московской Епархии Русской Православной Церкви помещений храма в строении 1 по Ленинградскому проспекту д. 16», православной церкви «под культовые цели» были переданы помещения на первом этаже площадью 76,5 кв. м. Врачам снова пришлось потесниться: располагавшийся в них пункт детской неотложной помощи был переведен опять же в оставшееся у поликлиники помещение. А рентгеновский кабинет, находившийся там же, теперь переведен на 1-ю улицу Ямского поля, д.12. В здании поликлиники разместить кабинет не получилось, поскольку для рентгена нужны особые условия: свинцовые экраны в стенах, тяжелые металлические двери. А так как здание является памятником культуры, то, как объясняли руководству поликлиники московские чиновники, на каждую лишнюю дырку в стене нужна специальная бумажка. Понятно, что времени собирать бумажки и добиваться разрешения капитальной перестройки здания у врачей поликлиники, и без того заваленных работой, нет. Да и не их это дело.

Но и это еще не всё. Согласно Постановлению Правительства Москвы от 27 сентября 2005 года № 745-ПП «О завершении поэтапной передачи в безвозмездное пользование православной религиозной организации Подворью Патриарха Московского и всея Руси Храма Живоначальной Троицы при бывшей Черкасской богадельне г. Москвы Московской Епархии Русской Православной Церкви помещений храма в строении 1 по Ленинградскому проспекту д. 16» церкви были переданы «под культовые цели» помещения общей площадью 299,3 кв. м., (кабинеты на первом этаже и подвал). Итого общая площадь переданного храма составила 375,8 кв. метров.

Вот так, «поэтапно», поликлиника лишилась 1852,7 кв. м. своих площадей.

Что ж, конечно, можно сказать, что церковь здесь и не при чем, а храмы надо возвращать, ведь верующим нужно место для молитвы. А издержки процесса «реституции» на совести московских чиновников. Возможно, в этом есть доля правды — чиновники ведь не ангелы господни. Но что интересно, сами верующие не посчитали нужным подумать о том, какой ценой они добиваются передачи для церкви помещений. И что их имущественные претензии к поликлинике могут быть расценены как попытка завладеть чужой собственностью, как попытка отобрать у детской поликлиники необходимые ей помещения. К тому же, если вспомнить, что на большей части всех 1852,7 переданных церкви квадратных метрах храма не было никогда, то становится совсем непонятно, какими соображениями руководствовалась церковь, требуя отдать ей эти помещения.

Впрочем, по нашим сведениям, изначально церковь планировала в строении 2 дома 16 создать что-то вроде молодежного православного клуба. По крайней мере, настоятель храма Живоначальной Троицы отец Александр обещал это лично в разговорах с руководством поликлиники.

Но… как говорится, «человек предполагает, а господь располагает». По словам врачей поликлиники, которые ходят на работу ежедневно, «никакой видимой религиозной деятельности там (д.16, стр.2) не проводится». Там располагаются… офисы.

По виду строение 2 поразительно отличается от строения 1. Строение 2 после капитального ремонта производит впечатление новодела, каковых сейчас в Москве полно. На входных дверях нарисованы кресты, только не православные, восьмиконечные, а четырехконечные. На окнах жалюзи, через которые можно при желании рассмотреть признаки «евроремонта», внутри здания — глухие металлические двери с глазками. И ничего, что говорило бы о какой-то религиозной деятельности, мы сами, осмотрев здание, там не нашли. Зато встретили человека, который искал какую-то «энергетическую компанию» по адресу Ленинградский проспект, д.16, стр.2.

О существовании молодежного православного клуба не знают ничего и в самом храме Живоначальной Троицы. При храме есть воскресная школа, занятия которой проводятся здесь же, в помещении храма.

Правда, настоятель храма отец Александр ситуацию прокомментировать отказался. Однако предположить мотивы отказа вполне можно. Ведь если верить данным службы adresa.yandex.ru, то в здании по Ленинградскому проспекту д.16, стр. 2 вместо православного клуба располагаются такие заведения, как «Bertsch-Laska Produktions — und Handels GMBH», «Гранд Серкл Круиз Лайн», «ЦЭС Трейд», «Энерготраст. Промышленно-инвестиционная компания. ЗАО»[13]. По словам врачей поликлиники, в здании находятся еще стоматология и косметология. А недавно при входе в здание появилась табличка с надписью: медицинский центр «Гиппократ». Интересно, не правда ли? Особенно если учесть, что здание передавалось под «дом причта» и «под богослужебные цели».

У работников поликлиники все это вызывает, как минимум, недоумение. Они, в принципе, не возражали, чтобы церкви был передан храм. С их точки зрения, это нормально и естественно. Но они не понимают, как можно требовать передачи помещений, говорить, что там будет православный клуб, а потом, судя по всему, сдавать их под офисы. Не понимают этого и родители детей, для которых и существует поликлиника, и пишут обращения на имя Мэра Москвы, Сопредседателя Высшего Совета Всероссийской Политической Партии «Единая Россия» Ю.М. Лужкова, остающиеся пока без ответа. Одно из этих обращений от декабря 2007 года родителей мы приводим полностью.

Конечно, не обо всем мы можем говорить со стопроцентной точностью. Например, мы не знаем, куда идут деньги за аренду бывших помещений поликлиники — в Московский Патриархат или в ГУОП г. Москвы. Но, согласитесь, есть повод для размышлений.

По словам работников поликлиники, в настоящее время они сосуществуют с храмом в одном здании мирно. Переход из храма в поликлинику закрыт перегородкой. Со стороны настоятеля и прихожан храма сейчас никаких видимых действий не предпринимается, никаких претензий не предъявляется. Нам рассказали о единственном неприятном случае, который произошел несколько лет назад, когда в церковь привезли на отпевание покойника… Терпение врачей тогда не выдержало, им пришлось оповестить общину храма, что такие вещи в детской поликлинике недопустимы.

Ну вот теперь, мы полагаем, читатель сам может сделать выводы о том, где правда, а где ложь. Мы обращаемся ко всем, кому небезразлична эта история и кто знает сведения, нам неизвестные: мы были бы благодарны вам за возможные уточнения и подробности, поскольку в наших интересах давать самую точную и полную информацию о деятельности РПЦ. Что касается обвинений в адрес авторов статьи «Скорая божья помощь», мы надеемся, хоть надежда и невелика, что участники и администрация интернет-форума дьякона Андрея Кураева, оклеветавшие авторов статьи, принесут свои извинения.

Напоследок нельзя не упомянуть о том, что участники православного интернет-форума дали нам отличный материал для нового расследования. В ходе обсуждения там естественным образом возник вопрос о церковной собственности. А кому, в самом деле, принадлежал храм Живоначальной Троицы до 1917 года, кому принадлежали богадельни? Кому «по праву» следовало бы их передать? Ну, конечно, не княгине Черкасской. Так кому же? Читаем источник: «Черкасская богадельня для женщин, Петербуржское шоссе, собственный дом. Состоит в ведении императорского Человеколюбивого общества, Московского попечительного о бедных комитета»[14]. Так причем здесь Русская православная церковь?


Статья написана при участии Марии Десятовой. Фотографии Никиты Кочеткова.

Документы


По этой теме читайте также:



1. Десятова М., Лебедев А. Скорая божья помощь // Скепсис. №2, зима 2002-2003. — С.24—25.;

2. http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=114803.0;all#msg1147777 (Копия сообщения)

3. http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=114803.0;all#msg1152648 (Копия сообщения)

4. http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=114803.0;all#msg1149559 (Копия сообщения)

5. http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=114803.0;all#msg1149457 (Копия сообщения)

6. http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=114803.0;all#msg1152648 (Копия сообщения)

7. См. сайт Мосгорздрава: http://www.mosgorzdrav.ru/

8. Метелева С. Дорога больничка к христову дню // Московский комсомолец. 8.04.2002.

9. Указатель московских церквей / Сост. М. Александровский. М., 1915. — №385.

10. ГУОП — Главное управление охраны памятников.

11. Жаль, конечно, что текстом этого постановления мы располагаем пока только в виде его проекта. Наши православные критики могут упрекнуть нас в том, что мы ссылаемся на документ, не имеющий юридической силы. Мы можем лишь сказать, что были бы очень рады получить текст этого постановления и будем благодарны всем, кто окажет нам в этом содействие. Вместе с тем практика принятия постановлений подобного рода показывает, что по существу они ничем не отличаются от своих проектов. Если же кто-то продолжает сомневаться в том, что детская поликлиника лишилась части своих помещений, то этим людям мы рекомендуем познакомиться с «Актом (накладной) № 171 приемки-передачи основных средств» (от 5.04.2000), принятым совместной комиссией ГУОП г. Москвы и ДИБ №12 и подписанном, в частности, 1-м зам. начальника ГУОП г. Москвы В.И. Соколовским — с печатью «Москомархитектуры». Акт ясно показывает, что здание было передано на баланс ГУОП г. Москвы «безвозмездно» (и при этом оценено, кстати, в 1566033 рублей) на основании Постановления Правительства Москвы №70 от 1 февраля 2000 года.

12. http://www.inpravo.ru/data/base854/text854v121i752.htm

13. http://adresa.yandex.ru/...

14. Вся Москва: Адресная книга на 1908 г. Отд. 1. С.858. (Цит. по: Сорок сороков: В 4 т. / Автор-составитель П.Г. Паламарчук. М.: АО «Книга и бизнес», АО «Кром», — 1995. — Т.3 — С.168—169).

Имя
Email
Отзыв
 
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
«Валерий Легасов: Высвечено Чернобылем. История Чернобыльской катастрофы в записях академика Легасова и современной интерпретации» (М.: АСТ, 2020)
Александр Воронский
«За живой и мёртвой водой»
«“Закон сопротивления распаду”». Сборник шаламовской конференции — 2017