Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 
«Скепсис», №3/4: Для начала

Предисловие редакции

Слово «реформа» опять стало эвфемизмом слова «уничтожение». Вы наверняка регулярно слышите: «В России идет реформа образования». На самом деле это ложь. Те конкретные люди, что стоят с умными лицами и рассуждают о «преобразованиях», на самом деле не могут не понимать, что именно они делают. Они не реформируют, а целенаправленно уничтожают образовательную систему.

Зачем они это делают? – Причина банальна. Скажите, еще знающие историю: почему царское правительство так скупо давало права на образование – и это в условиях дефицита грамотных людей? Почему Победоносцев ратовал за циркуляр о «кухаркиных детях» и церковно-приходские школы? Образованный человек – это человек мыслящий. А мыслящий человек в определенных условиях не может не оказаться в рядах социального протеста. Если, конечно, он честен.

Происходящее вызывает стыд. Не за них, а за нас с вами. Почти все студенты, преподаватели и учителя – молчат. Осторожные, робкие – а часто напрашивается «трусливые» – протесты «профессионального сообщества» не в силах вынудить «реформаторов» даже притормозить, последним больше мешает собственная несогласованность действий. А студенты заставляют историка забыть о том, что именно молодежь в свое время шла в народ, защищала свою и чужую свободу и готова была жертвовать собой. Нынешний студент удивляется: за что же боролись его сверстники в XIX и начале XX века, если не за стипендии?

Из нас делают быдло. Власть страхует себя от будущего неминуемого протеста, выращивая поколения, чья свобода состоит лишь в выборе между ящиком, наркотой и унижением инородцев; поколения, напрочь лишенные чувства социальной ответственности. Свободы слова в стране уже нет – если не считать малотиражные издания вроде нашего и пока еще неконтролируемый интернет. Система образования, опасная своим потенциалом думающих – следующая цель.

Мы не обманываем себя – «реформу» сейчас не остановить. Можно попытаться, играя на противоречиях внутри реформаторской стаи, сохранить хоть что-то, но задача «Скепсиса» не в этом. Мы оставляем вешки на руинах, обозначая места будущих раскопок – для свидетельства обвинения и для последующего восстановления.

Это восстановление требуется начать уже сегодня. Именно поэтому в «Скепсисе» появилась новая рубрика «Археология знания», представляющая ту интеллектуальную традицию, которую официоз стремится удержать в маргинальном состоянии. Именно поэтому мы печатаем не только публицистику, но и сложные научные тексты – отсюда странный на первый взгляд подбор материалов: то зубодробительная научная статья, то аналитическая публицистика, то фельетон. Эта странность легко объяснима. Те, кого мы надеемся увидеть своей аудиторией – они, сомневаясь в нормальности окружающего мира и задумываясь об альтернативах, стремятся разобраться и в сложных научных и философских вопросах, и в истинной сути образовательной реформы. Какие-то тексты могут показаться некоторым из вас либо слишком сложными (или даже нечитабельными), либо слишком простыми. Что ж – на пути скепсиса мы все прошли разное расстояние, но этот путь у нас общий.

«Свобода состоит в том, чтобы ходить в библиотеку». Этот университет пока еще не прибран к рукам «реформаторами» и доступен несмотря ни на что – в том числе в интернете. Поэтому у нас есть шанс не стать быдлом и уберечь от подобной судьбы не только себя. Но за этот шанс нужно бороться.

Редакция «Скепсиса»


Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
«Валерий Легасов: Высвечено Чернобылем. История Чернобыльской катастрофы в записях академика Легасова и современной интерпретации» (М.: АСТ, 2020)
Александр Воронский
«За живой и мёртвой водой»
«“Закон сопротивления распаду”». Сборник шаламовской конференции — 2017