Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 


Ученье – свет, неучёных – тьма

Время от времени в нашей редакции пытаются пробовать перья старшекурсники отделения журналистики филологического факультета Тверского госуниверситета. Про их профпригодность умолчу. Скажу про грамотность. Бывшие отличники (!) средней школы и передовики студенческой учебы владеют письменной грамотой чуть лучше среднеазиатских наемных рабочих. Исключений мало. Каким-то удивительным образом будущие журналисты получат дипломы, возможно с отличием, но этот документ никоим образом не гарантирует качества знаний.

Школьные учителя с дикой тоской вспоминают времена, когда великий и могучий русский язык был в школах и вузах действительно таковым. Не только учили грамотно писать, но и ставили красивый почерк. Почерк сейчас ни к чему: на компьютере все буквы красивые. Ручка стала признаком архаизма. Язык заменен сленгом: «круто», «блин» – и так до бесконечности. Теперь во что бы то ни стало надо знать иностранный язык. Русские школы соревнуются, кто из них иностраннее. Знать чужой язык совсем не плохо, еще лучше – два, но прежде всего – свой, родной, а не иностранный. В конце концов, далеко не всем светит Америка, Англия или, на худой конец, африканские страны.

С языком все ясно: грамотный русский язык становится для школяров чуть ли не врагом. Может, русская литература стала близким другом? Почти в исключительных случаях. Чтение классики – предпочтение среднего и старшего поколения. Библиотекари соврать не дадут. Сейчас берут в основном учебную литературу.

В пище для ума и гармонии особой нужды нет. Опять-таки, зияющие пробелы в образовании, в принципе, может заменить компьютер.

С историей тоже смеху подобно: старшеклассникам одной из школ был задан вопрос: «Назовите главные сражения Великой Отечественной войны». Можете не верить, но в перечне ответов были Бородинское сражение и даже Куликовская битва.

О благоверном князе Михаиле Тверском, покровителе Твери, прожужжали все уши. Едва ли один из десятка опрошенных на улице скажет, чем знаменит сей герой и в каком веке он существовал. А ведь в центре города ему с большой помпой установили памятник. Впрочем, есть подозрение, что среди организаторов мемориальных деяний найдется немало дядей и тетей, которые не знают о великом князе, кроме его имени, практически ничего.

Знание – сила. Слова приписываются философу Ф. Бэкону. Так было, так будет всегда. Отсутствие знаний еще никому не давало преимуществ. Можно как угодно клясть советскую систему образования, но она была безоговорочно признана всем миром. Общее среднее и профессиональное образование было достижением советской педагогики. Кроме знаний давали умения, ориентировали жизнь делать с кого. Вопрос «кем быть?» ставился рядом с вопросом «каким быть?». И на оба находились ответы.

И в те времена были непонятные эксперименты: то всех школьников записывали в математики, то готовили к пополнению рабочего класса, то еще что-то смешное. Но все равно выпускники школ, профтехучилищ, вузов имели знания, гарантирующие им продвижение в жизни. Сейчас почти на каждом углу можно купить диплом о высшем образовании. Купить можно зачет, экзамен, продав совесть. Но времена такие лихие: все на продажу. Да и честно заработанные дипломы – приложение к престижу. Дипломы не отрабатываются. Устраиваются на работу кто как может: активно действует позвоночное право (телефонный звонок), дружеские связи, именуемые блатом, и т.д. и т.п. Учитель по диплому может работать барменом, врач – выступать на эстраде, а агроном – управлять филиалом банка. Разве не так? Юристами, экономистами, финансистами, главбухами, менеджерами (по диплому) отечество просто наводнено. Но какой разумный руководитель возьмет на ответственную должность сегодняшнего выпускника вуза? Разве что нужда прижмет выше некуда. Умный начальник сошлется даже не на отсутствие опыта, а на отсутствие необходимых знаний и умений. А учить по существу заново – себе дороже.

Возвращаясь в прошлое (повод для сравнения), вспоминаешь, что практически вся молодежь занималась самообразованием. Среди настольных книг были отнюдь не «Камасутра» или «Как завоевать партнера», а учебники. Страна действительно была самой читающей в мире. Пушкина цитировали наизусть школьники даже средних классов. За классиками и книгами о их жизни стояли в ночных очередях не только из-за дефицита нужной литературы, но прежде всего из-за желания узнать больше. Ныне Пушкина наизусть не знают даже VIP-персоны поэтического праздника в Бернове[1]. Такая вот неприглядная картина.

Сгущать краски не имеет смысла. Учителя и преподаватели могут подтвердить, что у «племени младого, незнакомого» отсутствует интерес к обладанию знаниями. На этом фоне блеск многочисленного золота выпускников средних школ, мягко говоря, блекнет. Самое главное в нашей жизни не много знать, а хорошо устроиться. И не важно, что такое устройство дает отрицательный результат. Что, в общем-то, мы на сегодня имеем во всех отраслях. Нам внушают совершенно противоположное. Но зачем же тогда богатые «предки» видят своих чад учениками только заморских колледжей и университетов? Правда, тамошние учителя действительно подняты на достойную высоту, а не как у нас – на мнимую. Но это уже другая тема.



По этой теме читайте также


Примечания

1. В селе Берново Тверской области расположена усадьба помещиков Вульфов, где неоднократно гостил А.С. Пушкин. Музей, существующий в усадьбе с 1971 года, ежегодно проводит поэтические праздники, ставшие важным культурным событием в жизни области. (Примечание редакции «Скепсиса».)

Имя
Email
Отзыв
 
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
«Валерий Легасов: Высвечено Чернобылем. История Чернобыльской катастрофы в записях академика Легасова и современной интерпретации» (М.: АСТ, 2020)
Александр Воронский
«За живой и мёртвой водой»
«“Закон сопротивления распаду”». Сборник шаламовской конференции — 2017