Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 


Открытое письмо М.Е. Швыдкому

Господин руководитель Федерального Агентства по Культуре и Кинематографии!

1 декабря с.г. прекратил свои киносеансы и закрылся Государственный Музей кино — бесценное национальное и мировое культурное достояние, уникальный просветительский центр, единственный в Москве и в России в целом, систематически знакомивший зрителей со всем богатством отечественной и мировой кинокультуры.

Полтора десятилетия со дня основания Музей с его поистине уникальной атмосферой был Меккой всех людей кино. Его посещали многие тысячи зрителей, для которых он был светлым лучом, а в его стенах воспитывались новые поколения отечественных кинематографистов, приумножавшие славу российского кино, среди них лауреат кинофестиваля в Венеции Андрей Звягинцев. Исключительное значение Музея кино осознается во всем мире. В его защиту выступили авторитетные зарубежные кинематографисты и общественные деятели, в том числе бывший канцлер ФРГ Герхард Шредер, знаменитые режиссеры Бернардо Бертолуччи, Квентин Тарантино, Аньес Варда и лауреаты последнего Каннского кинофестиваля братья Дарденн. Создатель и директор Музея Наум Ихильевич Клейман — гордость и слава отечественной культуры, ученый с мировым именем, человек, заслуживающий безмерного восхищения, которому следовало бы поставить памятник за его подвижничество и благородство, бескорыстный служитель искусства, один из самых высоких в России морально-нравственных авторитетов. Деятельность его была оценена званием кавалера японского ордена Восходящего солнца, а принц Венецианский наградил его специальным призом за высокие заслуги перед мировой культурой (крупную денежную награду Наум Ихильевич безвозмездно пожертвовал на строительство синематеки в Беслане). В родной же стране его заслуги были оценены уничтожением главного дела его жизни.

Закрытие Музея кино — это позор и национальная катастрофа. Это сравнимо с закрытием Эрмитажа или Третьяковской галереи. Оно уже принесло и еще принесет в многократном размере огромный ущерб престижу и репутации нашей столицы и всей нашей страны. Вопиющее пренебрежение судьбой нашей кинокультуры, приведшее к таким печальным последствиям, подрывает авторитет Москвы как европейской киностолицы, прежде стоявшей вровень с Парижем и Берлином, разрушает кропотливо, шаг за шагом, в течение многих лет создававшиеся международные культурные связи (Музей кино активно сотрудничал с посольствами многих государств, организуя уникальные ретроспективы и фестивали современного кино), а также ставит под угрозу будущее российского кинематографа. В результате закрытия Музея кино Москва, которая заслуженно гордится тем, что легко может заткнуть за пояс Париж по количеству казино и ночных клубов и достойно посоревноваться с ним по кабакам, оказывается единственным мегаполисом Европы, лишенным того, что называют синематечным кинотеатром. Прекращение деятельности Государственного Центрального Музея кино как крупнейшей российской синематеки идет вразрез с Федеральным законом «О Музейном фонде РФ» (статьи 18 и 29) и ущемляет права граждан на образование и получение информации (статьи 29, пункт 4; статья 43, пункт 5; статья 44, пункт 2 и 3 Конституции РФ).

Михаил Ефимович!

Вы не являетесь прямым виновником катастрофы, произошедшей с Музеем кино. Прямой виновник закрытия Музея - руководство Союза кинематографистов России во главе с его президентом господином Никитой Михалковым, поставившее корыстные коммерческие интересы над интересами российского киноискусства, создателей его и кинозрителей. Однако Вы несете прямую ответственность за бездействие и равнодушие к судьбе Музея, приведшее к его закрытию, что самым негативным образом отразится на состоянии отечественной культуры. Между тем, так как с 2001 года Музей кино является государственным, он непосредственно подчиняется Федеральному Агентству по Культуре и Кинематографии. Поэтому каких-либо реальных шагов по разрешению проблемы Музея следовало ожидать именно от Вас, как руководителя этого Агентства.

24 ноября 2005 года в эфире радиостанции «Культура» Вы лично заявили, что у Музея кино не будет собственного здания. От какой-либо аргументации данного утверждения Вы воздержались. И действительно, какие к этому заявлению могут быть комментарии? Своим бездействием и равнодушием Вы открыто способствуете разрушению того, что упорно, в течение многих и многих лет, строилось и созидалось руками достойнейших представителей российской культуры.

В трагической и катастрофической ситуации национального бедствия, травли и вытаптывания родной культуры, когда в России закрываются музеи и библиотеки, когда бедствуют и нищенствуют самые бескорыстные и благородные люди страны — музейные и библиотечные работники, учителя, художники, поэты, музыканты — стыдно вам вальяжно дефилировать в ток-шоу на фоне колышущихся декораций детской комнатки, отнимая собой время у граждан, ждущих безотлагательного решения своих мучительных проблем, глумливыми вопросцами типа «Нужен ли нам Пушкин?». Мне кажется, покойный А.А. Жданов, незнакомый с современными методами оглупления и оболванивания мыслящих и чувствующих людей, мог бы кое-чему у вас поучиться. Если у вас есть хоть капля совести, спокойно ли вам спится по ночам?

Вы занимаете собой чужое место. Место, которое должно принадлежать не самодовольному временщику, а человеку, способному и готовому активно и деятельно, не покладая рук, трудиться для спасения и сохранения нашего киноискусства и родной культуры в целом, вызволения ее из беспрецедентной ситуации, в которой она оказалась. Уйдите в отставку!



По этой теме читайте также:

Имя
Email
Отзыв
 
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
«Валерий Легасов: Высвечено Чернобылем. История Чернобыльской катастрофы в записях академика Легасова и современной интерпретации» (М.: АСТ, 2020)
Александр Воронский
«За живой и мёртвой водой»
«“Закон сопротивления распаду”». Сборник шаламовской конференции — 2017