Следите за нашими новостями!
 
 
Наш сайт подключен к Orphus.
Если вы заметили опечатку, выделите слово и нажмите Ctrl+Enter. Спасибо!
 


Типы текстов:
Педагогика торможения
Илья Смирнов
«Никакой предмет нельзя усвоить клочьями, если не имеешь представления о его внутренней логике. Понимают это и сами апологеты “модульного подхода”. Ни один из них не доверит собственную жизнь пилоту, которую изучал специальность по модулям: как взлетать, знает, а с посадкой – извините, но ничего не получится, потому что вместо тоталитарных правил захода на посадку будущий летчик “взял” в училище более актуальный модуль».
2 сентября 2004
Марш «Прощание варяжки»
Илья Смирнов
«Считается, что большие открытия (такие, от которых должно меняться содержание школьных учебников) возможны только в естественных науках. Какие могут быть новости в истории Древней Руси? Разве что брызги от политической конъюнктуры, опрокинутой в прошлое».
2 сентября 2004
Как отделить балет от танцев, а оперу от пения
Илья Смирнов
«Казалось бы, вопрос кристально ясен. Однако оппозиция требует продолжения банкета, то есть “реформаторской” политики 90-х гг., направленной против высшего образования как института и против интересов трудящегося человека. Потому что право покупать своим детям по дешевке ничем не обеспеченные дипломы – это точно то же самое, что право “лечиться” у экстрасенса, а не у нормального врача. Подарки из одного гуманитарного набора».
2 сентября 2004
Физика и этика
Илья Смирнов
«Представление о школе и вузе как о фирмах, которые оказывают за деньги некие “образовательные услуги” населению, подобно тому, как парикмахерская оказывает услуги постригательные, – очевидная глупость. Конечно, нет ничего дурного в том, что люди на досуге не пиво сосут из бутылок, а образуют кружки или общества по интересам, в которых дипломированные преподаватели расширяют их кругозор. Только польза. Но у образования как отрасли есть иные – первостепенные задачи».
25 июня 2004
Либеральный факультет, отделение мракобесия
Илья Смирнов
«На заметку про “лохотрон на катафалке” поступили любопытные отзывы. Один гражданин считает, что возмущаться “реформами” вправе только тот, кто сам занимает какую-нибудь руководящую должность. Идея чрезвычайно плодотворная, особенно, если распространить ее на общепит и торговлю. Тухлую колбасу может вслух назвать тухлой только сам директор магазина, торгующего тухлой колбасой. В крайнем случае – замдиректора».
8 июня 2004
Велесовы реформаторы
Илья Смирнов
«Переставляя туда-сюда наперстки, “реформаторы” не забывают вовремя пускать слезу. Вправо – по поводу того, что в России “нет денег” на школы и университеты... Другая слеза – по бедным детишкам, страдающим от “перегрузок”. От “лишней” математики, “избыточной” биологии, ”чрезмерного” Пушкина».
1 июня 2004
Как (не) следует преподавать историю
Илья Смирнов
«Идеологическое давление на науку тем сильнее, чем наука актуальнее с точки зрения власти и собственности. Если морские животные станут вмешиваться в человеческую политику, биологи быстро растеряют все объективные критерии, позволяющие им отличать акулу от китообразного. И в учебниках этот новый “дискурс” – “перед нами Рыба - Кит!” – будет подан как огромный шаг вперёд по сравнению с унылым тоталитарным позитивизмом. К счастью для биологов, предмет их исследования некредитоспособен».
29 апреля 2004
Противоречие между теорией и практикой в политике - важнейший фактор деформации личности идеолога
Владимир Мейстер
«Классовые противоречия эксплуататоров и эксплуатируемых в определенной мере, безусловно, выступают как абсолютные. Поэтому, в конечном счете, эти классы должны уничтожить друг друга. Но если эти рассуждения, которые касаются практического политического действия, перенести на область теории, наступит последний день теоретической Помпеи».
25 апреля 2004
Хвост конъюнктуры
Дарья Маркова
Рецензия на книгу профессора Минералова еще раз убеждает в том, что Министерство образования рекомендует в качестве учебных пособий для студентов претенциозные безграмотные опусы.
13 апреля 2004
Основные концепции всемирной истории
Юрий Семёнов
«Единственный путь, который может привести к созданию теории любой формации, заключается в выявлении того существенного, общего, что проявляется в развитии всех социоисторических организмов данного типа. Раскрыть общее в явлениях невозможно, не отвлекаясь от различий между ними».
17 февраля 2004
Хорошо не забытое старое
Илья Смирнов
«Нечто неудобоваримое расползается из “религиозной философии” в учебники и монографии: “миф – это бытие человека, создающего свое пространство смыслополагания: онтологическое свидетельство имманентной ограниченности человека в восприятии бытия.” Если попробовать перевести ее на русский язык, получается очень простая формулировка, понятная тем же самым детям, к которым обращался Азимов. Что правда, что неправда; что наука, что мифология - все одно».
19 января 2004
Хомо экономикус из 9 класса
Илья Смирнов
«Тот учебный предмет, который в 90-е гг. пришел на смену схоластической “политэкономии социализма”, имеет дело даже не с экономикой как таковой (то есть с хозяйством), а с куда более узким сектором общественного бытия... Новые хомо экономикус не сеют и не пашут (не строят, не лечат, не изобретают) – только считают деньги. Финансовая отчетность – единственный критерий для оценки всех видов человеческой деятельности».
19 января 2004
По последней моде?
Елена Рогалева
«Учебник рассказывает, что современные реформы, проводимые в сфере культуры и образования в РФ, нацелены на решение двух важных задач, одна из которых – “создание нового типа человека, который соответствовал бы приоритетам развития России в ближайшее столетие”. Как же сотворить нового человека, личность? Только заставляя его самостоятельно думать. Вести диалог с ним, разговаривая “на равных”. “История цивилизаций мира” атрофирует навык самостоятельного мышления и запутывает читателя».
18 января 2004
Ося, Киса и Тихон были тут
Авесхан Македонский
«После “реформы учебного книгоиздания” (см. о ней: Бюллетень Счетной палаты РФ № 10 (46)/2001) писать рецензии на учебники стало не просто, а очень просто. Берешь книжку с грифом “рекомендовано Министерством образования”, переписываешь абзац за абзацем, от себя не добавляя ни слова, – и получается фельетон».
13 января 2004
Книга о вкусном и здоровом питании воздухом
Авесхан Македонский
«Выскажу неполиткорректную мысль: по-моему, в нынешней общественной ситуации наименьшим злом был бы факультатив по “Закону Божьему” (без эвфемизмов), чтобы преподавал его нормальный священник в рясе, и все – родители и дети – понимали бы, что занятие это церковное, отвечает за него соответствующая конфессия, и не путали божий дар с яичницей, а “священную историю” с той историей, которой занимались В.О. Ключевский и А.А. Зимин».
13 января 2004
Страницы: 1-15 16-30 31-45 46-60 61-75 76-90 91-105 106-120 121-135 136-150 151-165 166-180 181-195 196-210 211-225 226-240 241-255 256-270 271-285 286-300 301-315 316-330 331-334
Спецпроекты
Варлам Шаламов
Хиросима
 
 
«Валерий Легасов: Высвечено Чернобылем. История Чернобыльской катастрофы в записях академика Легасова и современной интерпретации» (М.: АСТ, 2020)
Александр Воронский
«За живой и мёртвой водой»
«“Закон сопротивления распаду”». Сборник шаламовской конференции — 2017